Варламов Алексей Николаевич

Варламов Алексей Николаевич
Год получения премии: 
2018

Алексей Николаевич Варламов писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века, доктор филологических наук.

Сегодня его называют современным классиком и разносторонним писателем — его романы и повести уживаются рядом с мастерски написанными биографиями в серии «ЖЗЛ».

Родился он в Москве, в семье учительницы русского языка и литературы, отец — сотрудник Главлита (работал цензором в газете «Правда»). С детства будущий писатель увлекался чтением, путешествиями, рыбной ловлей, что нашло отражение в автобиографическом романе «Купавна» (2000). Любовь к русской классической литературе, которая началась ещё со школьной поры, не прошла бесследно - влияние этой литературы проходит через всё творчество писателя.

Учился он в английской спецшколе, затем поступил в МГУ на филологический факультет, где в настоящее время преподаёт. Кроме того он ведёт творческий семинар в Литературном институте им. А. М. Горького и является главным редактором журнала «Литературная учёба», а в конце 1990-х читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США.

Если проследить творческий путь Алексея Николаевича, то можно заметить, что это путь от рассказов к повестям и романам. Не случайно он называет себя писателем с «рассказовым дыханием». Рассказ, который обозначил его дебют, назывался «Тараканы» и был опубликован в 1987 году в журнале «Октябрь», а первая книга - «Дом в Остожье»- вышла в 1990 году и сразу обратила на себя внимание. Повести, вошедшие в этот сборник - «Здравствуй, князь», «Рождение», «Дом в деревне» - написаны в классическом жанре русского реалистического рассказа. Герои книги пытаются понять жизнь, которая сурово и жестоко испытывает человека, терзает сердце неразрешимыми вопросами. У молодого героя повести «Здравствуй, князь» необыкновенное имя — Савватий. По рождению он с автором из одного времени - из 1960-х. По месту учёбы — тоже — МГУ, филологический факультет. Вот только герой не москвич, он из далёкого Заполярья, мать - повар в столовой, отца нет. «Рассказовое дыхание» повести чувствуется с первой страницы: начав читать, остановится не возможно.

Есть в арсенале Алексея Варламова целая серия рассказов, связанных с судьбами близких людей: Галаша», «Паломники», «Старое», «Погост», «Заступница», «Ночь славянских фильмов». Интересны рассказы, сочетающие фактический материал и художественный вымысел - «Покров», «Сочельник», «Присяга». Переломные для России 1990-е заставили писателя обратиться к вопросам о настоящем и будущем страны. Об этом его первые романы «Лох», «Затонувший ковчег» и «Купол», которые составили трилогию о русской жизни 1990-х годов. В этих произведениях чувствуется стремление во всем разобраться, понять своё отношение и найти свой путь. Эти романы, а так же повесть «Рождение» принесли Варламову известность в литературном мире.

Особое место в творчестве писателя занимает роман «Мысленный волк». Это повествование об одном из самых острых моментов в российской истории - 1914-1918 гг. Персонажи романа любят очень по-русски - роковой страстью - спорят, философствуют. В романе мешаются события реальные и вымышленные, но угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин. Этот роман, по словам автора, стал «личной попыткой высказаться о Серебряном веке». В настоящее время Алексей Николаевич является постоянным автором серии «ЖЗЛ». Переход от художественной прозы к биографической он объясняет появившейся у него потребностью «опереться на факты» в своём творчестве. Из-под пера Алексея Варламова вышли биографии Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Николаевича Толстого, Михаила Булгакова, Андрея Платонова. Писатель не проводит чёткой границы между биографической и художественной литературой, называя свои книги повествованием на документальной основе.

О чём бы ни писал Варламов, в его прозе всегда чувствуется лирическое начало. Критик П. Басинский ставит его имя в ряд «деревенской прозы» вслед за именами В. Белова, В. Астафьева и В. Шукшина, одновременно отмечая, что Варламов — «самый непонятный» из «молодых» писателей. Эта мысль перекликается со словами Е. Щегловой о том, что Варламов — «писатель очень непростой при всей хрустальной ясности его слога». Ю. Минералов называет творчество Варламова «символическим реализмом». Творчество Алексея Николаевича Варламова отмечено многочисленными наградами и премиями: Премия Александра Солженицына (2006); Национальная премия «Большая книга» (2007); Патриаршая литературная премия (2013); Премия «Студенческий Букер» за роман «Мысленный волк» (2015); Международная премия «Писатель XXI века (2015) и другие. Его произведения переведены на немецкий, китайский, японский, литовский, армянский языки. Российскую литературную премию имени Александра Грина писатель Варламов получил за книгу «Александр Грин», изданную в серии «ЖЗЛ» в 2005 году.